Подпись: Юридический адрес: Приморский край Ханкайский район с. Камень-Рыболов ул. Мира -10
 
Подпись: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №2 с. Камень-Рыболов Ханкайского муниципального района Приморского края

Подпись: Контактные данные: moycosh2-1@yandex.ru, тел. 8(42349)97811
 

Подпись: Устав школы

Подпись: ФГОС НОО

Главная
Программа развития Документация
Коллектив
Школьный музей
Социальный проектМетодическая копилкаВнеклассная деятельностьНаправления кружковой работыГостевая книга

Подпись: Галерея

Кучерявых Ольга Юрьевна

- учитель русского языка и литературы

 МКОУ СОШ №2 с. Камень-Рыболов.

Открытый урок для 8 класса по творчеству А.Грина

Урок-мечта

    «Разобьется сердце на осколки, если мы разучимся любить» (размышление над феерией А.Грина «Алые паруса»)

    Звучит «Лунная соната» Бетховена. На фоне – чтение:

    - Послушайте! Ведь, если звезды зажигают – значит- это кому-нибудь нужно, значит, это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?! (учитель)

    - В 1985 году Академия наук СССР назвала планету №2786 Солнечной системы Гриневия в честь Александра Степановича Гриневского, более известного под псевдонимом Александр Грин.

            Как вы думаете, он это заслужил? (ответы учащихся).

           Ученики рассказывают стихотворения:

            1) Он жил среди нас,

Этот сказочник странный,

Создавший страну, где на берег туманный

С прославленных бригов

Бегут на заре

Высокие люди с улыбкой обманной,

С глазами, как отзвук

Морей в январе,

С великою злобой, с великой любовью

С соленой как море, бунтующей кровью,

С известной, как солнце, мечтой о добре.

                           * * * * *

2) Он пришел на время, ненадолго,

 Он пришел, чтоб нас предупредить-

 Разобьется сердце на осколки,

 Если мы разучимся любить!

Учитель: «Разобьется сердце на осколки, если мы разучимся любить», так я назвала урок, посвященный творчеству А.Грина. На уроке мы поразмышляем над судьбами главных героев произведения, постараемся проникнуться мечтой о прекрасном, верой в то, что человек сам способен творить чудеса!

            Посмотрите на портрет писателя. Каким мы его видим?....(ответы учащихся)

            Послушайте, каким видели его современники:

            Всеволод Рождественский – «Грин жил отшельником, нелюдимым, редко появлялся на общих сборищах. Этим он как будто стремился отгородиться от непрошенного вмешательства в его внутренний мир».

            Лев Гумилев: «У Грина суровое лицо, угрюмый взгляд».

            Михаил Слонимский писал о сумрачном взгляде очень серьезных неулыбающихся глаз.

            Жена Грина, Нина Николаевна признается: «Грин редко смеялся».

            Сам Грин говорит, что «пристально интересовался всякой другой душой, почему мало высказывался, а больше слушал».

            Вывод: Облик писателя говорит о трудно прожитой жизни и постоянной творческой сосредоточенности. Наверное, поэтому он создал свою повесть-феерию.

            Прозвучало слово «феерия», определите жанр произведения.

             Жанр произведения - роман-феерия. Я попросила вас найти толкование термина:

            Словарь С.И. Ожигова: 1. Театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов.

            2. Переносное: Волшебное сказочное зрелище.

            Вывод: «Алые паруса» - это сказка о воплощенной в жизнь мечте, о том, как добрая воля человека превратила мечту о счастье в счастье реальное.

АНАЛИЗ СКАЗКИ

                Учитель: Писатель вынашивал эту повесть пять лет. Замысел Родился в 1916г.Однажды в витрине  магазина игрушек Грин увидел лодочку с острым парусом из белого шелка,

- "Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал, что. Тогда я прикинул, не скажет  ли больше паруса красного, а лучше того-алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, развёртывая из этого, беря волны и корабль с алыми    парусами, я увидел цель его бытия".

              Итогом сильного впечатления стал роман с одноимённым названием.

              Вывод: Для Грина алые паруса- символ красоты, символ претворённой мечты.

1)      Где происходит действие? Чем и как живут обитатели Каперны?

 (Текст. Там не рассказывают сказок, не поют песен. А если рассказывают и поют, то из истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грязные, как немытые ноги, грубые, как урчание в животе. Там в работе, как в драке.) 

            Вывод: Лучше чем Грин, о жителях Каперны  сказать невозможно.

2)      Почему Лонгрэн и его дочь кажутся им чужими, ненормальными?

        (Они не способны их понять, а всё непонятное рождает недоверия, страх, презрения)

3)      Что вы узнали о прошлом Лонгрэна? Почему он так одинок в жизни?

(Р-ть о конфликте с жителями по отношению к Меннерсу)

        Вывод: Односельчане не смогли понять его, а он не сделал даже попытки объяснится с ними, тем самым поставив себя над всеми - а этого не прощают!

      4) На чьей стороне автор?

         (Он осуждает и оправдывает героя, но всё же наказывает его одиночеством, которое скрашивается присутствием дочери - доброго ангела.  Но за поступок отца расплачивается Ассоль самое дорогое для него существо.)

5)      Как объясняет Лонгрэн дочери ненависть односельчан?

(- Скажи почему нас не любят?  - Э, Ассоль, - говорил Л.,- а разве они умеют любить? Надо уметь любить , а этого-то они не могут)

Вывод: Жизнь перед каждым ставит много сложных вопросов, столкновений с предательством, злобой, ненавистью.           Счастлив тот, кто на зло не отвечает злом, а творит добро. А.Грин испытал много горя, унижений обед, но не очерствел душой и писал о светлом и прекрасном.

               Теперь давайте обратимся к композиции произведения. Что такое композиция?

6)      Композиция произведения :7 глав

      8) Как показана биография Ассоль? В 1-ой главе?

           Стремительно: 8 месяцев, пять лет,6 лет и 10 лет

      9) Какая встреча в жизни Ассоль зародила прекрасную мечту в душе девочки?

          (Инсценирование Сказки Эгля.)   Под музыку.

          Девушка ждёт чуда!

          Теперь обращаем внимание на другого героя - Артура Грэя

          О нём 2-я глава и все последующие.  (Д/З отдельного ученика о жизни Артура Грэя

     10) Когда пересекаются судьбы героев?

          (Ассоль 17 лет, Грэю 24 года, случилось как в сказке: шел и нашел свою принцессу)

            Чтение отрывка из 3-й главы.(1 ученика)

     11) Какие чувства испытывает герой?

          (Сильное впечатление, а под его влиянием проснулось сильное чувство - любовь с  первого взгляда. За чувством следует поступок- снял с пальца кольцо старинное дорогое и бережно надел его на мизинец девушки, пошёл в деревню, узнал о её необычной мечте, и эта мечта завладела воображением юноши.)

      12) Каким образом Артур Грэй представляет мечту девушки в жизнь?  Почему он это делает?

         Грин умел в обыкновенном увидеть необычное и заставить в это поверить, именно поэтому романтика Грэя пересеклась со сказкой Ассоль и откликнулась на неё.

Грэй творит свою сказку, поэтому находит счастье и несёт его другим.

                                             ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА.

                                            - Вот я и пришел

                                               Узнала ли ты меня?      

                                             - Совершенно такой!

                                             - И ты тоже:

         13) Какая сцена венчает феерию Грина?

           (Команда и Грэй пьют вино из заветного бочонка, на котором написано: «Его выпьет Грэй; когда будет в раю».

              Теперь всем понятно, что рай для Грэя- осуществление мечты и любовь к прекрасной девушке.

          14) Закрыта последняя страница.

               Подведём итоги наших размышлений.

               Можно ли поставить знак равенства между феерией Грина и волшебной сказкой?

                Грин выходит за рамки обыкновенной сказки.

              Автор утверждает мысль о том, что человек сам должен творить так называемые чудеса.

              Уметь мечтать - это замечательное душевное качество, а уметь мечту превратить в действительность- это величайший человеческий  талант: ИСПОЛНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ.

          15) Звучит песня «Алые паруса». Учитель дарит лоскутки алого паруса девочкам.

         

 
Hosted by uCoz