Концепция желаемого будущего состояния школы
Историческая
справка
В 1930 году Отделом образования
Дальневосточной железной дороги на станции Камень-Рыболов Ханкайского района
Приморского края была открыта начальная школа. В ней обучалось 19 человек.
В 1935 году начальная школа была
преобразована в семилетнюю. Первые ученики нашей школы были участниками Великой
Отечественной войны. Многие отдали свои жизни за Родину. Это Григорий
Поддубняк, Кузьма Рыбалочко, Николай Моисеенко и другие. В первые дни войны
ушли на фронт и не вернулись учителя: Василий Павлович Павлов, Федосий
Михайлович Беспалов.
В 1965 году школа переехала в новое, светлое,
двухэтажное здание. Первым руководителем учреждения была Мирошниченко Евгения
Герасимовна.
На протяжении многих лет обучали детей
достойные люди села: Шевчук Евдокия Филипповна – первая комсомолка Ханкайского
района, Шевчук Семен Демидович- защитник блокадного Ленинграда, Якимовский
Николай Фомич - участник Великой Отечественной войны, Матвеев Геннадий
Ефимович - участник боев на озере Хасан.
В 1969 году школа была преобразована из
восьмилетней в среднюю, а в 1971 году
состоялся первый выпуск учащихся средней школы.
В 1969 году, в связи с событиями на острове
Даманский, пионерская дружина школы стала носить имена героев-пограничников,
отстоявших рубежи нашей Родины. Учащиеся школы вели переписку с родителями
павших героев. Мать пограничника Станислава Юрьева неоднократно была гостьей
школы.
Десять выпускников школы являются участниками
боевых действий в горячих точках.
Калашников Александр награжден медалью «За воинскую
доблесть» II степени.
В 1997 году средняя школа №10 станции
Камень-Рыболов Дальневосточной Ордена Октябрьской революции железной дороги
перешла в муниципальную собственность Ханкайского района и стала называться
муниципальная общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
№2 с. Камень-Рыболов Ханкайского района.
За 37 выпусков школа выпустила более 1300
учащихся, 20 выпускников – серебряные медалисты, 6 – золотые.
Сегодня нго хозяйт
о рии края, так и за его пределами.
Среди них есть руководители разного ранга: глава Ханкайского района Иващенко
Павел Анатольевич, начальник Ханкайского «Водоканала» Черкас Игорь
Анатольевич, начальник «Примтеплоэнерго» Заяц Сергей Андреевич, начальник УСЗН
Костенко Тамара Петровна, начальник МЧС Ханкайского района Костенко Роман
Сергеевич. В администрации Приморского края Бабич Владимир и другие.
В составе педагогического коллектива 10
учителей - выпускники школы, четверо из них – представители администрации.
В школе нет текучести кадров. В течение
многих лет работает стабильный педагогический коллектив. Большое внимание
уделяется повышению профессионального мастерства учителей, преемственности в
обучении.
Школа зарекомендовала себя как
образовательное учреждение, дающее высокий уровень знаний, большим процентом
поступающих в ВУЗы.
Программа
«
Школа – центр гражданско-патриотического воспитания учащихся »
Актуальность
Актуализация проблемы построения новой,
адекватной времени концепции общего образования вызвана целым рядом объективных
процессов. Образование должно осуществлять не только транслирующую функцию
передачи знаний и овладения ценностями культуры, заинтересованностью в познании
проблем современного общества, но при этом учащиеся не испытывают чувства
гордости за героическое прошлое и настоящее нашей страны. Это связано со сменой
акцентов в человеческом сознании в ходе развития цивилизации, с состоянием
нашего общества, а точнее с отсутствием общественной морали.
Хорошо известно, что гражданин Отечества
начинается с гражданина школы. Гражданские качества личности формируются там,
где учащиеся вовлечены в самоуправление и могут самостоятельно решать проблемы
школьной жизни, влиять на окружающую их социальную среду.
Школа наша окраинная. Ее микрорайон – это
железнодорожная станция села Камень-Рыболов и прилегающая территория, где
проживает 2,5 тысячи человек.
Всего |
Работающие |
Не заняты
|
Студенты |
Дети |
Пенсионеры |
Инвалиды |
ветераны |
труда
|
ВОв |
участники военных
действий |
2583 |
927 |
324 |
197 |
492 |
419 |
128 |
83 |
10 |
3 |
Школа создает условия мотивирующее родителей на объединение учеников с
педагогами, вводит в образовательный процесс новые технологии, способствующие
достижению социальной компетентности учащихся.
В школе обучается 283 учащихся
из них:
количество
детей-инвалидов -10
количество обучающихся на
дому - 6
количество
сирот - 4
количество опекаемых
детей -11
многодетные семьи
- 48
малообеспеченные
-108
семьи группы риска
- 44
неполные семьи
- 93
Количество учащихся, состоящих на учете в ОППН
2005-2006
учебный год |
2006-2007
учебный год |
2007-2008
учебный год |
7 чел |
5 чел |
5чел |
Всего родителей – 345: родителей с высшим
образованием -27, родителей со средним специальным образованием – 146,
родителей со средним образованием -119, родителей с неполным средним
образованием - 53.
Большая часть родителей работает в
бюджетной сфере- 123, так как
с. Камень-Рыболов является центром Ханкайского
муниципального района, где расположены Центральная районная больница, РОВД,
филиалы банков, военные части и другие учреждения. 119 родителей реализуют
рабочую профессию, не работает - 103 родителя.
Социум определил приоритетное направление работы школы
– гражданско-правовое воспитание.
НАША МИССИЯ:
Мы желаем видеть учащихся школы в будущем
самостоятельными людьми, способными преодолеть слабости и соблазны, таящиеся в
природе и окружающей среде, умеющих давать оценку своей деятельности, оценивать
поступки, проявить милосердие, сострадание, воспитанность.
Осуществлять такую миссию призвана школа,
где каждый учебный предмет вносит определенный вклад в решение проблемы
воспитания подрастающего поколения. Педагогический коллектив должен всемерно
утверждать в сознании учащихся идеи гражданского патриотизма, гордости за свою
школу, «малую» и «большую» Родину. Учащиеся должны быть ответственны за свои
поступки, здоровье, за успех в жизни. Исполнять гражданские обязанности и
защищать свои права, сотрудничать с другими людьми.
Патриотизм – важнейший
духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости
и безопасности государства. Нынешние школьники зачастую растеряны, поскольку не
могут найти объяснения всем противоречиям хода истории. Переход к
демократическому обществу показал острую необходимость в присутствии сильной
гражданской позиции, высоких личных нравственных качеств и культурных норм,
определяющих общественные. Только осознанное осмысление своей истории, уважение
к старшим поколениям людей, искреннее сопереживание достижениям и недостаткам
всех реформ государства могут выявить в человеке те душевные качества, которые и
определяют его как личность, как гражданина. Нужно учить детей черпать силу и
бодрость у людей, достигших успеха в жизни честным трудом. В противовес
современным негативным фактам взаимного озлобления, недоверия – следует
пробуждать в детских душах любовь к человеку, к жизни, к своей земле,
воспитывать у них жизнестойкость, трудолюбие, мужество, волю, чувство
собственного достоинства.
Уже сегодня путь в будущее лежит через
нравственно-духовное возрождение личности. Поистине, школа нуждается не столько
в реформах образования, сколько в постоянном духовном труде педагогов, ибо школа
не просто место для получения знаний, она – центр детского общежития, где
впервые узнаются и усваиваются человеческие ценности.
Именно школа должна предоставить широкие возможности
для самореализации личностных качеств учеников, для развития школьного
самоуправления, для воспитания лидеров.
В наших традициях, опыте есть и хорошее. Настало время
осмыслить его и определить концептуальные основы воспитания. Это концепция
«Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности». При
этом необходимо повысить воспитывающий характер обучения и образовательный
эффект воспитания, нацелить учителей, учеников, родителей, общественность на
создание действительно гуманистической системы. Усилить гуманитарную
направленность всех учебных дисциплин: включить в них человековедческий
материал, помогающий детям понимать себя, мотивы своего поведения, общаться с
окружающими, выстраивать свою жизнь.
В нашей школе обучаются дети смешанного
контингента – обычные, одаренные дети нуждающиеся, в коррекционно-развивающем
обучении.
Структура образовательного учреждения
функционирует в рамках трех
ступеней.
|
2005-2006
учебный год |
2006-2007
учебный год |
2007-2008
учебный год |
1 ступень
начальная школа |
82 |
81 |
92 |
2 ступень
основная школа |
174 |
161 |
142 |
3 ступень
средняя школа |
20 |
19 |
49 |
Исходя из социально-экономических условий
жизни микрорайона школы, контингента учащихся и их семей педагогический
коллектив выбрал стратегическую идею личностно-ориентированного образования,
т.е. обучение учащихся в школе, направленное на воспитание каждого ученика
развитой творческой самостоятельной личностью.
При этом воспитание личности – это
сверхзадача, по отношению к которой знаниям, умениям, навыкам, необходимое для
образования, выступает как средство образования.
Основными условиями, определяющими
процесс формирования личности человека являются:
-
Природные задатки человека, определяющие
возможности развития личности, способностей, черт характера. Они могут быть
выражены ярко и незначительно. В процессе жизни, воспитания, эти задачи
могут быть развиты в способности и таланты, а могут быть, и погублены
неразумным воспитанием. При разумном воспитании добрые задатки укрепляются,
развиваются, дурные – сглаживаются, и задача школы – помочь ребенку сделать
правильный шаг.
-
В настоящее время на ребенка огромное влияние
оказывает социальная среда, в которой живет и развивается человек. Эта и
среда непосредственного окружения человека (микросоциум) и более широкое,
которое оказывает на него опосредовано, через создание общественного
мнения, шкалы ценностей, господствующих взглядов.
Сегодня семейное воспитание переживает кризис:
распространение преступности, алкоголизма, пьянства, наркомании, огромное число
разводов приводит к тому, что значительное число детей не получают разумного
семейного воспитания.
Недоедание, ухудшение рациона питания,
отсутствие полноценного отдыха, напряженное отношение в семье, непонимание
взрослыми – эти и многие другие негативные явления и пороки нынешней жизни
отражаются на психическом и физическом развитии детей, порождают психозы,
ухудшают возможности интеллектуального развития.
Воспитание гражданственности, патриотизма,
высоконравственных, образованных, творческих, здоровых детей, умеющих и
желающих проявлять заботу друг о друге, коллективе, о Родине и целью улучшения
себя и окружающей жизни – это центральная неизменная цель нашей школы.
Гражданско-патриотическое воспитание в школе
осуществляется в соответствии с Программой «Патриотическое воспитание учащихся
муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная
школа №2» на 2006 – 2010 годы», разработанной в соответствии с государственной
программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010
годы».
Цель программы:
Формирование патриотизма как интегративного качества
личности, заключающую в себе внутреннюю свободу, любовь к своей Родине,
соотечественникам, стремление к миру, уважение к государственной власти,
готовность служить своей Отчизне, чувство собственного достоинства и
дисциплинированность, гармоничное проявление патриотических чувств и культуры
межнационального общения.
Вся воспитательная работа в школе сориентирована на
формирование духовно-нравственных ценностей человека. Работа ведется по
следующим направлениям:
·
«Наука и образование»
·
Центр дополнительного образования «Досуг»
·
«Спорт и здоровье»
·
Ученическое самоуправление
·
Семья
Педагогический коллектив, решая воспитательные
задачи, прежде всего, формирует ценностный потенциал личности:
- чувство любви к своему селу, району, Родине;
- чувство дружбы, сотрудничества, товарищества,
- чувство собственного достоинства;
- чувство долга и ответственности, исполнительность и
аккуратность;
- интернационализм, терпимость к идеологии другого
человека;
- чуткость, отзывчивость;
- оптимизм, гуманизм;
- активность в общественных делах.
Направления работы:
1. Наука и образование.
Задача: разнообразными формами и методами приобщить
школьников к патриотическому наследию.
Обучение и воспитание в школе – целостная
система образовательного учреждения. Особое внимание уделяется учебному
процессу, который несет большой воспитательный заряд. Воспитание – это
неотделимая часть уроков литературы, ИЗО, технологии, обществознания,
физической культуры, экологии, истории и географии Приморского края. Эти уроки
включены в учебный план школы и способствуют воспитанию эстетического вкуса,
норм поведения и общения с окружающими, чувство гордости и любви к истории и
культуре государства Российского, своему краю, селу. Эти функции так же
выполняют факультативы, конференции, клубы, смотры, олимпиады и кружки.
2.Работа центра дополнительного образования
Задача: обеспечивать повышение уровня
физической, теоретической, морально-волевой, технической и спортивной подготовки
школьников. Формировать здоровый образ жизни, приобщать школьников к культурному
наследию России.
Во второй половине дня в школе работают кружки:
№ |
Название кружка |
классы |
Количество учеников |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11. |
Вокальный «Домисолька»
Танцевальный «Современные танцы»
Танцевальный «Бальные танцы»
Кукольный театр
«Волшебная кисточка»
«Мягкая игрушка»
Краеведение
Лепка из глины
Технический «Резьба по дереву»
Туристический
Интеллектуальный «Брейн-ринг» |
7-8
10-11
11
5-6
5
9
9-10
3-4
7-8
6
5-8
9-10 |
15
10
15
15
15
15
15
15
15
10
15
15 |
Работой школьных кружков охвачено 70 % учащихся.
Наши ученики-кружковцы участвуют во внеурочных
мероприятиях, в различных клубных и районных программах, где показывают хорошие
результаты.
В результате большой поисковой работы кружка
«Краеведение» в 2005 году открыт школьный музей истории ст. Камень-Рыболов, в
котором собраны материалы по темам:
- история ст. Камень-Рыболов;
- учителя школы – ветераны войны и труда;
- ветераны Великой Отечественной войны нашего
микрорайона;
- труженики тыла;
- наши выпускники – участники Афганской и Чеченской
войн;
- герои, защищавшие о.Даманский;
- история памятников, находящихся на территории нашего
района.
год |
кружок
|
результат
|
2005 |
Танцевальный
|
3 место в районном конкурсе «Стартинейджер»
|
2006 |
Брейн-Ринг
Кружок «Домисолька»
Танцевальный
|
2 место среди районных команд среднего звена
1 место в районном конкурсе патриотической
песни
4 место в районном конкурсе «Стартинейджер»
|
2007 |
Туристический
Танцевальный
«Волшебная кисточка»
Кружок «Домисолька»
|
2 место в районном туристическом слете среди
учащихся 5-7 классов
1 место в районном конкурсе «Стартинейджер»
4 место в краевом конкурсе «Стартинейджер»
Победители всероссийского конкукрса «Я рисую
алфавит»
1 и 3 место в районном конкурсе рисунков
«Живая и чистая планета»
1 место в межрайонном конкурсе «Веселые нотки»
(номинация «Лучший школьный коллектив») |
3. Спорт и здоровье
Задачи: сохранение и укрепление здоровья участников
образовательного процесса.
Физкультурно-оздоровительная работа является основной
частью учебно-воспитательной работы.
Сохранение и укрепление здоровья участников
образовательного процесса
Направления
|
Мероприятия
|
Обеспечение
сохранения
здоровья школьников
|
1. Обследование
детей, поступающих в. школу. Выделение учащихся группы «риска» и больных
ребят
|
школьников
|
2. Создание
валеологической службы в школе
|
|
3. Мониторинг
состояния здоровья учащихся от
1-го до 1 1 -го
класса
|
|
4. Создание
банка данных о состоянии
здоровья обучающихся
|
5. Диагностика
интеллектуальной, эмоционально-волевой
сферы учащихся
8- 10-х
классов
|
|
6.
Проведение бесед по профилактике
алкогольной и
наркотической зависимости
среди учащихся
|
|
7. Введение
курсов «Валеология»,
«Основы
рационального питания
|
|
8.
Организация и проведение
контроля выполнения
санитарных правил
|
|
9. Расширение
сети спортивных
секций,
организация секций по футболу,
туризму, теннису
|
|
10. Оборудование
тренажерного зала |
|
11. Внедрение в
образовательный процесс малых форм физического воспитания (физкультурные
паузы, подвижные перемены), а также часов здоровья.
|
|
12. Регулярное
проведение дней здоровья. |
|
13. Проведение
конкурса на самый спортивный класс. |
|
14. Регулярное
проведение спортивных соревнований и праздников на всех ступенях
обучения. |
|
15. Организация
клуба экскурсоводов. |
|
16. Создание
ученической агитбригады по ЗОЖ. |
|
17. Регулярное
проведение тренингов общения со старшеклассниками. |
|
18. Регулярное
проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся.
|
Обеспечение формирования
здоровьесохраняющих культурных традиций семьи |
1. Организация
семейного клуба «Здоровье» |
2.Проведение лекций,
родительских собраний, посвященных возрастным особенностям обучающихся,
проблемам наркозависимости. |
|
3. Регулярное
проведение праздника «Мама, папа, я – спортивная семья». |
Обеспечение здоровьесберегающей деятельности
педагогов |
1. Организация клуба
«Здоровье» для педагогов. |
2. Организация и
проведение психологических семинаров-тренингов, семинаров личностного
роста для педагогов. |
3. Создание комнаты
«психологической разгрузки». |
4. Организация и
проведение валеологического всеобуча для педагогов. |
5. Проведение
тренингов общения для педагогов (по заявкам). |
Из 283 учащихся 35% занимаются в спортивных секциях
ДЮСШ, ЦДТ, школы.
Спортивные секции (количество учащихся, посещающих
секции)
секция |
2005-2006 уч.год
|
2006-2007 уч.год
|
2007-2008 уч.год
|
волейбол
|
56
|
60
|
57
|
Учащиеся участвуют во всех районных соревнованиях и
занимают призовые места:
год |
Вид состязаний |
результат |
2005 |
Зимняя спартакиада (волейбол)
«Безопасное колесо»
Пляжный волейбол (мальчики) младшая группа |
3 место
3 место
2 место |
2006 |
«Безопасное колесо»
Пляжный волейбол (девушки) средняя группа
Пляжный волейбол (девочки) младшая группа
Фестиваль детского спорта
-волейбол
-минифутбол
-бадминтон |
1 место
1 место
2 место
2 место
2 место
3 место |
2007 |
Безопасное колесо»
Пляжный волейбол (девушки) старшая группа
Пляжный волейбол (девочки) младшая группа
Годовая спартакиада. Волейбол (юноши) |
1 место
3 место
1 место
3 место |
Ученик школы Ряполов Максим, являясь членом сборной
команды района по волейболу, продолжает обучение в школе со спортивным уклоном
г.Владивостока для одаренных детей .
Участие в мероприятиях различного уровня
Задача: Консолидировать и координировать деятельность
школы, семьи, общественности в патриотическом воспитании школьников.
Формы работы:
- Всероссийская акция «Я – Гражданин России»
- Районный конкурс «Ученик года»
- Районный конкурс «Моя родословная»
- Районный туристический слет
- Районный конкурс «Стартинейджер»
«Я – Гражданин России». Два года подряд
(2005-2006, 2006-2007 уч. год) школа принимала участие в районном конкурсе
социальных проектов в рамках акции «Я – Гражданин России». Проектная работа
объединила всех участников образовательного пространства – учащихся, родителей,
учителей. В ходе этой деятельности установились партнерские контакты с местной
администрацией, службой занятости населения, архивом, различными спонсорскими
организациями. Внедрение методов творческих проектов в воспитательной работе
позволяет развивать различные способности ребенка: личностные, коммуникативные,
художественные, социальные, технологические.
Группа учащихся работала над проектами, главным
содержанием которых является военно-патриотическая тема 60-летия Победы нашего
народа в Великой Отечественной войне.
Все меньше остается непосредственных участников тех
событий, приглушилась боль от минувших потерь близких в тех жестоких битвах. Но
жива человеческая память. И наша задача – привлечь внимание учащихся, молодежи,
всей общественности к проблеме сохранения памяти о героических событиях этой
войны.
Результат:
2005 год – I место в
районном конкурсе защиты социальных проектов в рамках акции «Я – Гражданин
России» по теме: «Пусть живые запомнят и пусть поколения знают».
2006 год – I место в
социальном проектировании по теме: «Моя малая Родина», посвященном 140-летию с.
Камень-Рыболов и 80-летию Ханкайского района.
Работая над проектом, ребята не только вызвали
общественный резонанс и обострили проблему перед властными структурами, но и
добились значительных результатов.
Проектная группа школы нашла здание в с.
Камень-Рыболов, которое занесено в Краевую Книгу памяти. По инициативе школы
администрацией района была установлена мемориальная доска в целях сохранения
исторического здания. (Решение администрации Камень-Рыболовского сельского
совета, постановление № 25 от 12.05.2006 г. и Думы Ханкайского муниципального
района №294 от 24.01.2006г.).
«Ученик года». В 2006 году ученик
11 класса Щедривый Артем занял 2 место в районном конкурсе.
«Моя родословная». Знать свою
родословную очень важно, потому что она – связь прошлого, настоящего и будущего.
Результаты районного конкурса «Моя родословная»
год |
ступень |
результат |
2005 |
2 |
1 место |
2006 |
2
1 |
1 место
1 место |
2007 |
2
1 |
1место, 3 место
1место ,2 место |
3.Работа ученического самоуправления
Задача: формировать сознание активного гражданина.
Формы работы:
1.
Работа совета школы.
2.
Пресс-центр «Большая перемена»
3.
Работа детской организации «Дружба»
В нашей школе выбран свой путь организации
самоуправления школьников, а именно через их самоорганизацию. Для этого на общем
собрании учителей, учеников и родителей был избран совет школы. в него вошли
учащиеся разных ступеней, учителя и родители. Возглавляет Совет директор школы.
В его обязанности входит следить за организацией уклада школьной жизни. Члены
советы разработали и приняли ряд школьных законов, которые дополнили Устав
школы. В начале учебного года совет проводит общее собрание, в ходе которого
происходит коллективное планирование жизни школы.
Высшим органом ученического самоуправления является
ученическое собрание. Собрание рассматривает и утверждает перспективный план,
основные направления деятельности органов ученического самоуправления, формирует
органы самоуправления учащихся, вырабатывает предложения по совершенствованию
учебно-воспитательного процесса.
В школе действует пионерская организация «Дружба»,
которая осуществляет самоуправление в среднем звене. В своей работе мы
ориентируемся на лучшее из нашего опыта прошлых лет (пионерское движение), на
все прогрессивное, что есть в опыте чужом (движение скаутов). Для нас
по-прежнему основа основ – коллектив, который был и остается незаменимым
инструментом воспитания.
Работа в дружине ведется по 4 направлениям:
- учебно-познавательное
- гражданско-правовое
-досуг и общение
- здоровый образ жизни
Особое внимание в пионерской организации уделяется
пропаганде здорового образа жизни, формированию культуры поведения в школе,
общественных местах. Систематически проводятся беседы по правилам дорожного
движения и противопожарной безопасности.
Благодаря детской организации активизировалась
тимуровская работа, каждый класс взял шефство над ветераном войны нашего
микрорайона.
Традиционными стали акции «Подарок ветерану», «Подарок
пограничнику».
Много лет тесная дружба связывает школу и пограничный
отряд нашего района. В школе работает отряд ЮДП (юный друг пограничников),
который в течение многих лет занимает призовые места в районном конкурсе отрядов
ЮДП, игре «Зарница».
Мальчики-юнармейцы в будущем нередко выбирают
профессию офицера.
Совместно с шефами- пограничниками ежегодно проводятся
«Уроки мужества», встречи ветеранов Афганской и Чеченской войн.
Два раза в год учащиеся посещают пограничную заставу
«Белоберезовая».
В канун 60-летия победы в Великой Отечественной войне
поисковая группа совершила автопробег по памятным местам Ханкайского района по
маршруту Камень-Рыболов – Турий-Рог. В каждом селе у памятника воинам –
односельчанам ребята торжественно читали стихи, возлагали ветвь сосны на
каменную плиту, минутой молчания чтили память погибших.
В 2008 году в канун 70-летия Хасанских событий
поисковая группа выехала на о.Хасан с целью собрать материал для школьного музея
потому что сегодня музей в школе является центром детского движения
военно-патриотического воспитания школьников. Побывали на заставе им.
П.Терешкина, где именно в августе 1938 года японские милитаристы пытались
вторгнуться в нашу страну, поднимались на сопку Заозерную, совершили экскурсию
на мост Российско-Корейской дружбы.
В последнее время в школе появилась новая форма работы
с детьми – «Неделя Добра», которая проходит под девизом «Спешите делать добро!»
В течение недели учащиеся школы убирают территорию
села, показывают спектакли в детских садах микрорайона, дают концерты в Доме
престарелых с.Мельгуновка, собирают игрушки и книжки для детей-инвалидов.
Эта форма работы учит детей проявлять заботу друг о
друге, коллективе с целью улучшения себя и окружающей жизни.
Мы убеждены, что именно в ученическом самоуправлении
заключены огромные потенциальные возможности для совершенствования деятельности
общеобразовательной школы, только оно в перспективе способно обеспечить
взаимопонимание и сотрудничество, объединить усилия педагогов, учащихся и
родителей.
4. Работа с семьей.
Задача: воспитание чувства и гордости за свою семью,
уважения к родителям. Развитие интереса к истории своей семьи, семейным
традициям, родословной. Формирование положительного отношения, уважения к семьям
одноклассников. Сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей,
сплочение семей. Изучение семей учащихся. знакомство с наиболее
распространенными традициями русского народа.
Формы работы:
- родительский всеобуч;
- классные и школьные родительские собрания;
- анкетирование;
- консультации;
- участие в мероприятиях.
Создание союза родителей и педагогов - насущная необходимость сегодняшнего дня.
Современная семья
развивается в условиях качественно новой и противоречивой
общественной ситуации.
Поэтому необходим новый концептуальный взгляд на проблему
взаимодействия семьи и
образовательного учреждения, педагога и родителя.
В
основе новой философии взаимодействия семьи и образовательных учреждений
лежит идея о том, что за
воспитание детей несут ответственность родители, а все другие
социальные институты
призваны помочь, поддержать, направить дополнить их воспитательную
деятельность.
Программа развития
взаимодействия образовательного учреждения с семьями
обучающихся
определяет основной целью организации
взаимодействия
образовательного учреждения с семьёй, «вовлечение семьи в единое
образовательное
пространство, а в конечном итоге формирование целостно-образовательного
процесса,
полноправным субъектом которого являются родители».
С момента, когда ребёнок
поступает в образовательное учреждение, возникает
«педагогический
треугольник» (учитель — ученик — родитель). От того, как складываются
отношения между
педагогами, учащимися и их родителями зависят и достижения в воспитании и
развитии детей.
Семья становится не
только объектом, но и субъектом взаимодействия. Именно на неё возлагается
ответственность за воспитание и обучение детей, семья должна стать
социально-активным
участником учебно-воспитательного процесса.
Анализ опыта работы по организации взаимодействия
семьи и школы позволяет утверждать,
что массовый охват
родителей одинаковыми формами работы малоэффективен. В
современной образовательной
практике приоритетными становятся дифференциация, личностно ориентированный
подход по отношению к семье, родителям. Это побудило разработать дар
часть программы развития школы, в которой обозначено шесть основных параметров
сотрудничества школы
и семьи:
—
изучение семей;
—
информирование родителей;
—
просвещение родителей;
—консультирование родителей;
—
обучение родителей;
—совместная деятельность педагогов и родителей.
Изучением и
информированием должны быть охвачены все родители, а остальные направления
работы определяются взаимными потребностями
семей и школы.
Участие в краевых мероприятиях:
В 2006 году ученики школы приняли участие:
- в историко-краеведческой акции « Сквозь тайгу век
спустя», в конкурсе рефератов «В.К. Арсеньев – исследователь
Уссурийского края» - II место.
- в туристско-краеведческом движении «Отечество».
Награждены грамотой Департамента образования и науки Администрации Приморского
края.
- в краевом конкурсе сочинений « Я стану избирателем
нового века». Награждены грамотой Департамента образования и науки Администрации
Приморского края.
В 2007 году победитель краевой акции «Родина моя
–Россия» награжден поездкой на Губернаторскую елку.
2007 год: благодарность Приморской государственной
публичной библиотеки им. А.М.Горького за участие в краевом конкурсе «Приморский
край – территория чтения».
Итак, естественным продолжением учебного
процесса является внеклассная и внешкольная работа.
Наша школа богата традициями; они
сохраняются в течение многих лет, благодаря постоянному составу администрации и
педагогического коллектива школы:
- Факельное шествие к памятнику героев, погибших в
Великой Отечественной войне. Эта традиция существует больше 30 лет. В последние
годы она перешла в разряд районной.
- Встреча комсомольцев разных поколений «Комсомол –
не просто молодость, комсомол – моя судьба».
- Уроки мужества.
- Акции «Подарок пограничнику», «Подарок ветерану»,
«Помоги собраться в школу».
- День самоуправления (традиция, которая сохраняется
25 лет).
- Вечер встречи «И школьный вальс опять звучит для
вас…».
- Декада природы (октябрь).
- «Неделя Добра».
- Творческий отчет кружковцев.
- Концерт для родителей ко Дню матери, 23 февраля, 8
Марта.
- Школьный конкурс «Ученик года».
- Общешкольный туристический слет
(проводится каждую весну уже 35 лет), в мероприятии задействованы учащиеся,
учителя, родители, подшефная воинская часть.
Поисковая группа школы нашла здание в с
Камень-Рыболов, которое занесено в Краевую «Книгу памяти» По инициативе
школы была установлена мемориальная доска, в целях сохранения исторического
здания.
В микрорайоне школы наблюдаются
сравнительно низкие показатели уровня и качества жизни, снижающие адаптационные
возможности человека, нарушения санитарно-гигиенических норм, что способствует
развитию острых и хронических заболеваний. В целом у населения наблюдается
снижение жизненного уровня, увеличивается число семей, относящихся к группе
«малообеспеченных» и этот показатель растет. В связи с этим школа уделяет
внимание вопросам оздоровления учащихся. Создаются условия для сохранения
здоровья обучающихся.
Для питания учащихся работает столовая на
60 посадочных мест. В течение учебного дня учащимся предлагается качественное
горячее питание – завтраки и обеды и услуги буфета.
В течение пяти лет в школе не было
травматизма и пищевых отравлений.
Медицинское обеспечение осуществляется ЦРБ
согласно графика. Ежегодные медицинские осмотры, вакцинация учащихся,
лекционно-пропагандистская работа по профилактике заболеваний, как учащихся так
и родителей. Для сохранения и укрепления здоровья проводится работа по
пропаганде здорового образа жизни, контроль за санитарно-гигиеническим режимом,
физминутки в начальной школе, соревнования, спортивные праздники, дни
«здоровья», турслет. В перспективе планируем создание в школьном дворе
спортивной площадки для подвижных игр и детской площадки для учеников начальных
классов. Эти объекты наиболее активно будут использоваться в период работы
летнего детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием учащихся.
По результатам медицинских осмотров
ежегодно на совещаниях при директоре и общешкольном родительском собрании
анализируются акты углубленных медицинских осмотров школьников, состояние
здоровья детей, принадлежность детей к группам здоровья и группам занятия
физической культурой.
Позитивное отношение родителей и выпускников к
школе
Родители учащихся хотят, чтобы школа обеспечила:
- возможность получения ребенком качественного
основного общего и среднего (полного) образования;
- качественную подготовку школьников к поступлению в
учреждения высшего и среднего специального образования;
- начальную профессиональную подготовку учащихся 3-1
ступени образования;
- интересный досуг детей;
- создание условий для развития разнообразных
способностей школьников;
- формирование информационной грамотности и овладение
современными информационными технологиями.
Сотрудничество родителей и школы
проявляется в работе Совета школы, родительских собраний, проведения классных и
общешкольных мероприятий, спортивных соревнований, а также ремонте школы. Как
показатель удовлетворенности школой родители учащихся при смене семьей места
жительства в микрорайоне оставляют учащихся в данной школе.
Обеспечение условий безопасности
Во время пребывания в школе за последние
пять лет ущерба здоровью и жизни детей не зафиксировано. Чрезвычайных ситуаций
(пожаров, нарушений системы жизнеобеспечения – отопления, водоснабжения,
энергоснабжения) не возникало.
Ежедневно до начала занятий в школе
проводится проверка всех систем жизнеобеспечения: отопления (снятие показаний
теплосчетчика и температурного режима в кабинетах), водоснабжения,
энергообеспечения (освещенность классных кабинетов, коридоров, лестничных
пролетов). Два раза в год, в осенний и зимний период проводится внеплановая
пожарная тревога с эвакуацией детей и учителей, технического персонала из здания
школы в заранее определенное место. Кабинеты, коридоры оснащены средствами
пожаротушения. На видных местах вывешена информация об эвакуации и таблички с
номерами телефонов экстренных служб. На стенах специальными знаками указаны
пути эвакуации.
Школа – как центр патриотического
воспитания ставит перед собой следующие
цели:
1.
Способствовать ориентации здоровой
социокультурной среды для становления гражданской позиции личности, способной
самостоятельно и ответственно строить собственную жизнь.
2.
Создавать условия для формирования у учащихся
высокого патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к
выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.
Задачи:
-
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
-
Организация занятости детей во внеурочное время.
-
Социальная защита прав несовершеннолетних и их семей.
-
Создание благоприятных условий для полноценной жизни учащихся и семей
«группы риска».
-
Развитие известных и поиск новых форм досуговой деятельности.
-
Создание условий для наиболее полного
удовлетворения потребностей и интересов детей, укрепления здоровья;
-
Личностно-нравственное развитие и
профессиональное самоопределение обучающихся;
-
Обеспечение социальной защиты, поддержки
реабилитации и адаптации детей к жизни в обществе;
-
Формирование общей культуры школьников;
-
Воспитание у детей гражданственности, уважения к
правам и свободам человека, любви к Родине, природе, семье.
Для реализации поставленных целей и задач
необходимо:
- использование современных технологий обучения и
воспитания;
- расширение банка организационно-методического
обеспечения функционирования системы патриотического воспитания школы;
- содействие укреплению семьи и сохранению ее
нравственных устоев: от воспитания любви к родной семье, к школе, к отчему краю,
к формированию гражданского самосознания, ответственности за судьбу
Родины;
- развитие познавательных интересов, потребности в
познании культурно-исторических ценностей страны, края, района, школы;
- использовать приемственность традиций различных
поколений защитников Отечества, воспитание молодежи в духе боевых и трудовых
традиций старшего поколения;
- формирование коллектива творчески работающих
единомышленников, использующих уроки истории, стремящихся к доброте, правде,
справедливости;
- укрепление связей с семьями учащихся, привлечение
родителей для совместного проведения школьных мероприятий.
Направления работы:
-
Организация досуга учащихся и профориентация;
-
Углубление сотрудничества с родителями,
общественностью микрорайона школы;
3.
Развитие и налаживание шефских связей с
оставшимися предприятиями микрорайона разных форм собственности.
Ожидаемые результаты:
- снижение количества безнадзорных детей в
микрорайоне школы;
- снижение уровня правонарушений среди
учащихся школы;
- повышение культурного уровня детей и
молодежи;
- обеспечение 100% всеобуча;
- обеспечение занятости подростков во
внеурочное время, удовлетворение их
потребностей в занятиях по интересам и
самовыражении;
- снижение социальной напряженности в семьях
учащихся через психолого-
педагогический всеобуч;
Ожидаемые результаты
программы личностно-ориентированного обучения и
воспитания:
-
Воспитание нравственности, патриотизма,
гражданских позиций через проведение традиционных и других мероприятий
школы, таких как «факельное шествие» в канун Дня Победы, участие в
проектах «Моя Малая Родина» и др.
-
Повышение интереса учащихся к истории Отечества.
-
Сохранение памяти о подвиге народа в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов, о победе над милитаристской Японией.
-
Возрождение и развитие военно-спортивных
традиций.
-
Формирование уважения к военной истории России.
-
Увековечение памяти погибших воинов-земляков в
Чеченской республике.
-
Воспитание у подрастающего поколения готовности к
защите Отечества и службе в российской армии.
Приоритетные проблемы школы:
Школа определила следующие
приоритетные проблемы, которые будут решаться в период 2008-2013 гг.:
Реализация системы базовых и дополнительных
образовательных услуг с целью
развития личности учащихся;
-
Система работы над творческим,
морально-нравственным развитием личности, забота о здоровье учащихся;
-
Модернизация модели учебно-методической службы
для эффективной реализации программы развития школы;
-
Реализации системы профессионального
самоопределения старшеклассников;
-
Развитие системы взаимодействия и сотрудничества
педагогического коллектива школы с семьей, родителями, общественностью и
всеми институтами власти;
-
Создание системы правового всеобуча учащихся и
родителей.
-
Формирование в школьном коллективе детей и
взрослых уважительного отношения к правам друг друга.
-
Усиление роли семьи в воспитании детей и
привлечение ее (семьи) к организации учебно-воспитательного процесса в
школе.
-
Создание условий для самореализации личности
каждого учащегося через дальнейшее совершенствование системы дополнительного
образования.
Основополагающие идеи организации
жизнедеятельности школы:
Учащиеся в школе, осуществляющей
личностно-ориентированное образование, должны не просто учиться и воспитываться,
а жить полной, эмоционально насыщенной жизнью, в которой они могут
удовлетворить свои природные, социальные и духовные потребности и подготовить
себя к взрослой самостоятельной жизни в качестве нравственного, эмоционального
члена общества, нашедшего свое место в жизни, приносящего своей деятельностью
счастье себе, добро и пользу всему обществу.
Исходя из этого, школа ставит перед собой
следующие
цели:
- Создание воспитательно-образовательной
среды, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию ребенка.
- Воспитание социально-адаптированной
личности.
Задачи:
- обеспечение прав ребенка на качественное
образование;
- переход к универсально-профильному образованию;
-определение педагогической основы и создание
соответствующей базы для последующего формирования детской самодеятельной
организации, объединяющей
разносторонние зоны развивающей деятельности (
кружки, секции, системы управления и самоуправления);
- активизация деятельности психологической службы в
определении перспектив развития школы;
- совершенствование работы, направленной на
демократизацию процесса обучения и взаимодействие субъектов образовательного
процесса «ученик - родитель-учитель»;
- совершенствование системы воспитания здорового
образа жизни, системы здоровьесберегающих технологий обучения и формирования у
учащихся целостного отношения к своему здоровью;
- развитие школьного самоуправления.
В основу учебно-образовательного процесса
педагогического коллектива закладываются следующие принципы:
-гуманизации образования, предполагающей
индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса;
- демократизации управления школой и взаимоотношений
учительского и ученического коллективов;
- преемственности в обучении, когда изучаемые понятия
получают в дальнейшем свое развитие и обогащение.
В основу организации участников
образовательного и инновационного процесса в школе положен подход, который:
- способствует раскрытию в каждом школьнике
творческого потенциала и развитию его потребностей и способностей в
преобразовании окружающей действительности и
самого себя;
- пробуждает деятельное начало, пронизывающее все
ступени и все формы работы с детьми, которые позволят строить образовательный
процесс в форме диалога и творчески как для учителя, так и для ученика.
Образовательный процесс, ориентированный на
подготовку личности к жизни в современном мире, характеризующемся
нестабильностью, наличием проблем и проблемных ситуаций во всех потенциальных
сферах деятельности выпускника школы, потребностью в усвоении быстро меняющихся
знаний, должен обеспечить:
а) мобильность выпускника школы, способность к
самостоятельному усвоению знаний, возможность развития в себе требуемых умений;
б) овладение поисковым, проблемным, исследовательским,
продуктивным типами деятельности;
Особенности и условия построения личностно
ориентированной модели школы:
- создание индивидуального облика школы – выявление
оригинальности, особенности школы осуществляется на принципах объединения
всего коллектива и постепенного включения его в увлеченную работу;
- отношения учителей и учащихся строятся на основе
взаимного уважения, принятия друг друга, сопереживания, сотрудничества,
сотворчества.
Позицию учителя в учебном процессе
определяет отказ от авторитаризма, принуждения и принижения личности ученика,
поиск педагогических технологий, методов и техники работы учителя
природосообразной, личностно ориентированной, здоровьесберегающей
направленности.
Дифференциация и индивидуализация обучения
достигается путем организации нетрадиционных уроков: модельных, эвристических,
проблемных, дискуссионных, рефлексивных, а также практикумов, экскурсий,
коллективной работы на уроках (парной, микрогрупповой, бригадной и т.д.)
Перспективная модель работы школы к 2013 году:
Содержание интеллектуально-познавательной
деятельности:
- базисные учебные предметы;
- профильное обучение;
- предпрофильная подготовка;
- дополнительное образование.
Анализ педагогической практики показывает, что
педагогический коллектив не делит учащихся по классам на основе уровня
интеллектуального развития. Мы активно используем дифференциацию обучения ради
школьников, ради развития их склонностей и способностей, а не в ущерб их
личностному развитию.
Гуманистическая идея этой системы состоит в том, что
человеку как носителю природных ценностей дается возможность самореализации:
школа предоставляет образовательные услуги, а учащийся выбирает собственную
траекторию образования. С одной стороны, содержание образования определяется
государственными стандартами, с другой, включает многообразие форм, методов и
средств организации учебно-воспитательного процесса.
Ожидаемый результат:
I модуль:
- повышение эффективности патриотического воспитания
учащихся на основе углубленного изучения государственной символики России.
- сохранение памяти о народном подвиге в Великой
Отечественной войне 1941-1945 годов через конкурсы рисунков, сочинений,
просмотр кинофильмов, основанных на подлинных событиях;
- возрождение и развитие военно-спортивных традиций,
увековечение памяти о победе в Великой Отечественной войне, участвуя в
автопробегах по памятным местам района и края;
- сохранение и развитие чувства гордости за свой
край, увековечения памяти об участии российских воинов в знаменательных
Хасанских событиях, через проведение мероприятий, посвященных 70-летию событий
на озере Хасан.
- создание прочной базы знаний, умений и навыков,
необходимых для перехода в основную школу;
- содержание обучения должно соответствовать развитию
любознательности и заинтересованности, осознанию необходимости изучаемого
материала, интеллектуальной удовлетворенности, получаемой в процессе обучения;
- учитель водит учащихся в сферу учебного предмета,
создает атмосферу эмоциональной включенности, возбуждения интереса к предмету,
закладывает основы системных знаний, отрабатывает технику исполнения видов
деятельности при решении различных учебных
задач (т.е. научить учиться, обеспечить в будущем
успешность его школьной карьеры до самого выпуска);
- развивая личность, оберегая индивидуальность
учащихся, учим осознавать себя членами единого коллектива, успешно решающего
задачи обучения и воспитания.
I I модуль:
- сохранение и развитие чувства гордости за великие
исторические события (мероприятие, посвященное 300-летию Полтавской битвы);
- воспитание чувства уважения к участникам Афганских
и Чеченских событий (к 20-ой годовщине вывода советских войск из Афганистана;
- учащиеся переходят к изучению основ наук, к
установлению единой системы знаний, получаемых по разным дисциплинам;
- усваивая учебный материал, школьники учатся
вскрывать связи и отношения, овладевать умением формировать суждения и
умозаключения, проводить аналогии;
- развитие навыков систематизации, классификации,
обобщения и конкретизации (учатся мыслить);
- расширение содержания образования через введение
новых предметов, активацию познавательной деятельности с помощью факультативов,
кружков, развивающих часов и т.д.;
- умение работать с литературой, отбирать и
систематизировать научный материал, делать сообщения, доклады на заданную тему,
составлять план, тезисы, конспекты и т.д.;
- умение использовать знания и умения одного
предмета при изучении другого;
III модуль:
- продолжение работы по профессиональной ориентации
молодежи на службу в пограничные войска (через работу отрядов ЮДП, тесное
сотрудничество с подшефным пограничным отрядом);
- повышение роли школьного музея в патриотическом
воспитании учащихся;
- активизировать творческий потенциал ветеранов в
воспитании подрастающего поколения (через проведение встреч, «Огоньков»,
тимуровского движения, акций «Подарок ветерану»);
- конкретизация познавательных интересов учащихся;
- групповая и индивидуальная исследовательская
деятельность;
- урочная учебная деятельность осуществляется через
технологии повышенного уровня: зачеты, коллоквиумы, блоки и т.д.
IY модуль:
- активизация творческого потенциала самодеятельных
коллективов в воспитании учащихся, через участие художественной самодеятельности
школы в конкурсах «Веселые нотки», патриотической песни, «Стартинэйджер»,
различных конкурсах районного и краевого уровня;
- формирование патриотического сознания на основе
произведений литературы и искусства (на уроках истории, литературы, МКХ,
проведение «Литературных гостиных», диспутов, конкурсов «Играю роль»;
- привлечение писателей, ханкайских поэтов, деятелей
культуры и искусства к активной работе по патриотическому воспитанию
подрастающего поколения;
- создание условий для активизации поисковой работы,
участие в международной «Вахте памяти», посвященной 20-летию поискового
движения, проведения школьного слета поисковых отрядов «Продолжим «Книгу
Памяти»;
- формирование у 14-летних подростков, впервые
получивших паспорт, сознания гражданина Российской Федерации через участие во
Всероссийской молодежно-патриотической акции «Я – Гражданин России»;
- повышение интереса подростков к военно-прикладным
видам спорта, развитие физических и волевых качеств, готовности к защите
Отечества; через проведение спартакиад, военно-спортивных игр «Зарница» и
«Орленок»;
- учитель – научный руководитель, выводящий ученика на
более высокий уровень обобщения или абстрагирования, причинного объяснения
явлений, умения аргументировать и доказывать свои положения, связывать изучаемые
явления в систему, выявлять широкие аналоги;
- у учащихся появляется достаточно узкая тематика
учебных и внеурочных интересов, определяется область профессиональной
деятельности, и вся система интересов относится к ней, т.е. вся познавательная
деятельность подчиняется определенной личностной цели;
- формирование научного стиля мышления, который,
являясь устойчивым качеством личности, выступает как необходимое условие
самообразования, формирование способности к самостоятельному добыванию знаний;
- интеллектуальная и общепсихологическая подготовка к
дальнейшему продолжению образования в техникумах и ВУЗах.
Y модуль:
-
Подведение итогов данного проекта.
-
Проведение семинаров, конференций для учащихся и
учителей
-
Публикация и освещение результатов работы школы в
рамках проекта.
-
Обобщение и распространение передового опыта
работы школы по патриотическому воспитанию через проведение
научно-практических конференций.
-
Создание методических разработок по организации
патриотического воспитания образовательного учреждения.
-
Освещение на страницах школьной, районной газеты
проблем патриотического воспитания.
-
Привлечение общественности, родителей к участию
работы школы по патриотическому воспитанию.
-
Будет создана комфортная, личностно
ориентированная образовательная среда, построенная на общих, разделяемых
педагогами, учениками, родителями ценностях и приоритетах.
-
Дальнейшее развитие и совершенствование форм
организации юных патриотов.
|