|
|||
- учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №2 с. Камень-Рыболов. Открытый урок для 8 класса по творчеству А.Грина Урок-мечта «Разобьется сердце на осколки, если мы разучимся любить» (размышление над феерией А.Грина «Алые паруса») Звучит «Лунная соната» Бетховена. На фоне – чтение: - Послушайте! Ведь, если звезды зажигают – значит- это кому-нибудь нужно, значит, это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?! (учитель) - В 1985 году Академия наук СССР назвала планету №2786 Солнечной системы Гриневия в честь Александра Степановича Гриневского, более известного под псевдонимом Александр Грин. Как вы думаете, он это заслужил? (ответы учащихся). Ученики рассказывают стихотворения: 1) Он жил среди нас, Этот сказочник странный, Создавший страну, где на берег туманный С прославленных бригов Бегут на заре Высокие люди с улыбкой обманной, С глазами, как отзвук Морей в январе, С великою злобой, с великой любовью С соленой как море, бунтующей кровью, С известной, как солнце, мечтой о добре. * * * * * 2) Он пришел на время, ненадолго, Он пришел, чтоб нас предупредить- Разобьется сердце на осколки, Если мы разучимся любить! Учитель: «Разобьется сердце на осколки, если мы разучимся любить», так я назвала урок, посвященный творчеству А.Грина. На уроке мы поразмышляем над судьбами главных героев произведения, постараемся проникнуться мечтой о прекрасном, верой в то, что человек сам способен творить чудеса! Посмотрите на портрет писателя. Каким мы его видим?....(ответы учащихся) Послушайте, каким видели его современники: Всеволод Рождественский – «Грин жил отшельником, нелюдимым, редко появлялся на общих сборищах. Этим он как будто стремился отгородиться от непрошенного вмешательства в его внутренний мир». Лев Гумилев: «У Грина суровое лицо, угрюмый взгляд». Михаил Слонимский писал о сумрачном взгляде очень серьезных неулыбающихся глаз. Жена Грина, Нина Николаевна признается: «Грин редко смеялся». Сам Грин говорит, что «пристально интересовался всякой другой душой, почему мало высказывался, а больше слушал». Вывод: Облик писателя говорит о трудно прожитой жизни и постоянной творческой сосредоточенности. Наверное, поэтому он создал свою повесть-феерию. Прозвучало слово «феерия», определите жанр произведения. Жанр произведения - роман-феерия. Я попросила вас найти толкование термина: Словарь С.И. Ожигова: 1. Театральное или цирковое представление сказочного содержания, требующее пышной постановки и сценических эффектов. 2. Переносное: Волшебное сказочное зрелище. Вывод: «Алые паруса» - это сказка о воплощенной в жизнь мечте, о том, как добрая воля человека превратила мечту о счастье в счастье реальное. АНАЛИЗ СКАЗКИ Учитель: Писатель вынашивал эту повесть пять лет. Замысел Родился в 1916г.Однажды в витрине магазина игрушек Грин увидел лодочку с острым парусом из белого шелка, - "Эта игрушка мне что-то сказала, но я не знал, что. Тогда я прикинул, не скажет ли больше паруса красного, а лучше того-алого цвета, потому что в алом есть яркое ликование. И вот, развёртывая из этого, беря волны и корабль с алыми парусами, я увидел цель его бытия". Итогом сильного впечатления стал роман с одноимённым названием. Вывод: Для Грина алые паруса- символ красоты, символ претворённой мечты. 1) Где происходит действие? Чем и как живут обитатели Каперны? (Текст. Там не рассказывают сказок, не поют песен. А если рассказывают и поют, то из истории о хитрых мужиках и солдатах, с вечным восхвалением жульничества, эти грязные, как немытые ноги, грубые, как урчание в животе. Там в работе, как в драке.) Вывод: Лучше чем Грин, о жителях Каперны сказать невозможно. 2) Почему Лонгрэн и его дочь кажутся им чужими, ненормальными? (Они не способны их понять, а всё непонятное рождает недоверия, страх, презрения) 3) Что вы узнали о прошлом Лонгрэна? Почему он так одинок в жизни? (Р-ть о конфликте с жителями по отношению к Меннерсу) Вывод: Односельчане не смогли понять его, а он не сделал даже попытки объяснится с ними, тем самым поставив себя над всеми - а этого не прощают! 4) На чьей стороне автор? (Он осуждает и оправдывает героя, но всё же наказывает его одиночеством, которое скрашивается присутствием дочери - доброго ангела. Но за поступок отца расплачивается Ассоль самое дорогое для него существо.) 5) Как объясняет Лонгрэн дочери ненависть односельчан? (- Скажи почему нас не любят? - Э, Ассоль, - говорил Л.,- а разве они умеют любить? Надо уметь любить , а этого-то они не могут) Вывод: Жизнь перед каждым ставит много сложных вопросов, столкновений с предательством, злобой, ненавистью. Счастлив тот, кто на зло не отвечает злом, а творит добро. А.Грин испытал много горя, унижений обед, но не очерствел душой и писал о светлом и прекрасном. Теперь давайте обратимся к композиции произведения. Что такое композиция? 6) Композиция произведения :7 глав 8) Как показана биография Ассоль? В 1-ой главе? Стремительно: 8 месяцев, пять лет,6 лет и 10 лет 9) Какая встреча в жизни Ассоль зародила прекрасную мечту в душе девочки? (Инсценирование Сказки Эгля.) Под музыку. Девушка ждёт чуда! Теперь обращаем внимание на другого героя - Артура Грэя О нём 2-я глава и все последующие. (Д/З отдельного ученика о жизни Артура Грэя 10) Когда пересекаются судьбы героев? (Ассоль 17 лет, Грэю 24 года, случилось как в сказке: шел и нашел свою принцессу) Чтение отрывка из 3-й главы.(1 ученика) 11) Какие чувства испытывает герой? (Сильное впечатление, а под его влиянием проснулось сильное чувство - любовь с первого взгляда. За чувством следует поступок- снял с пальца кольцо старинное дорогое и бережно надел его на мизинец девушки, пошёл в деревню, узнал о её необычной мечте, и эта мечта завладела воображением юноши.) 12) Каким образом Артур Грэй представляет мечту девушки в жизнь? Почему он это делает? Грин умел в обыкновенном увидеть необычное и заставить в это поверить, именно поэтому романтика Грэя пересеклась со сказкой Ассоль и откликнулась на неё. Грэй творит свою сказку, поэтому находит счастье и несёт его другим. ФРАГМЕНТ ФИЛЬМА. - Вот я и пришел Узнала ли ты меня? - Совершенно такой! - И ты тоже: 13) Какая сцена венчает феерию Грина? (Команда и Грэй пьют вино из заветного бочонка, на котором написано: «Его выпьет Грэй; когда будет в раю». Теперь всем понятно, что рай для Грэя- осуществление мечты и любовь к прекрасной девушке. 14) Закрыта последняя страница. Подведём итоги наших размышлений. Можно ли поставить знак равенства между феерией Грина и волшебной сказкой? Грин выходит за рамки обыкновенной сказки. Автор утверждает мысль о том, что человек сам должен творить так называемые чудеса. Уметь мечтать - это замечательное душевное качество, а уметь мечту превратить в действительность- это величайший человеческий талант: ИСПОЛНЕНИЕ УЧИТЕЛЯ. 15) Звучит песня «Алые паруса». Учитель дарит лоскутки алого паруса девочкам.
|